Исследование коммуникации: культурно-философский контекст
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v88-i2-08Аннотация
В данной статье автор раскрывает специфику аксиологического подхода к современным проблемам коммуникации с помощью анализа фундаментальных философских теорий. В центре исследования находятся такие понятия как социально-философская рефлексия, интерсубъективность, отчуждение, персонализм и идеальное коммуникативное сообщество. Именно эти концепции стали отправными направлениями философии ХХ века в исследовании экзистенциальной природы человека. Моральные приоритеты основателей философских теорий были нацелены против монологической концепции коммуникации, использования человека и различных манипулятивных техник, направленных исключительно для получения выгоды. По мнению философов, ценностная основа коммуникации является базисной в процессе построения истинного диалога, где каждый из его участников обретает идеальную взаимосвязь и приходит к пониманию другого. В связи с унификацией культурного мира, процессом глобализации и уничижения личности как объекта добродетели, особую релевантность приобретают теории, способствующие вернуть человека в его истинное моральное назначение. Конструирование идеального коммуникативного сообщества становится возможным при преодолении субъективных установок каждого из участников коммуникации и взаимной рациональной мотивации. Рассмотренные теории призывают к таким универсальным общечеловеческим ценностям как любовь, забота, уважение, честность, свобода, справедливость, духовность, истина и гуманность. Обращение к этим ценностям в процессе коммуникации, по мнению философов, способно вывести человека из повсеместного состояния отчужденности и разомкнуть деструктивный экзистенциальный круг бытия современного человека, выстроенного из пороков.
Ключевые слова: экзистенциализм; ценности; отчуждение; интеракция; диалог; этика; мораль; коммуникативная группа; аксиология; человек; общество.