Проблема определения истинности и достоверности научного знания в истории философии
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2021.v76.i2.01Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы определения места и роли науки в формировании мировоззренческой картины мира с античности до наших дней. Автор приходит к выводу, что проблемы и принципы, лежащие в основе определения философско-методологической подлинности и достоверности знания в античной, средневековой, а также в ново-временной европейской среде, пребывали в состоянии перманентного противоборства науки и ненауки, демонстрировавших не столько полемику противоположных взглядов на превалирование обоснованного или представляемого мировоззрения, сколько взгляды философов на саму суть знания, которое дальнейшем, после просветительских преобразований, всё же оформилось в скептицизм и материалистическое отрицание всего необоснованного, недоказуемого. Тяжба по определению критериев подлинного знания в XX вв. послужила поводом для зарождения логического релятивизма, однако, к нашему времени, спор не разрешился и в современном диспуте о научном и ненаучном знании всё большее признание завоевывает кондемнация метафизики и теорий о взаимопроникновении наличных знаний с другими способами познания мира.
В статье раскрываются особенности поиска и аргументации знания, которыми пользовались ведущие исторические персоналии. Автор, через анализ творчества известных деятелей науки от античности до нашего времени, раскрывает принципы и методы, лежащие в основе определения границ знания. Отмечается, что в современной философии данный вопрос не разрешен окончательно, но имеется ряд интересных предположений о достоверном и недостоверном знании и критериях его определения.
Ключевые слова: наука, метафизика, подлинность знания, достоверная наука, обоснованное знание, доказательная наука, логический релятивизм, демаркация