Философско-педагогическое учение аль-Фараби

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/jpcp.2023.v.84.i2.2
        105 139

Аннотация

В современный цифровой век в образовании больше видят утилитарное предназначение. Такая тенденция вызывает оправданное беспокойство за будущее человека, как существа в первую очередь социального, культурного, духовного. Авторы статьи обращаясь к наследию Второго учителя Востока Абу Насра аль-Фараби раскрывают богатый глубинный философский смысл понятия «образование». Аль-Фараби образование и воспитание рассматривал во взаимосвязи. Эта традиция зародилась еще у древних греков как определенная модель воспитания «пайдейя», нашла отражение в концепте «адаб» на средневековом мусульманском востоке.

Философско-педагогическое учение аль-Фараби обширно и включает в себя множество аспектов теоретической и практической философии. Согласно аль-Фараби цель всякого образования - познание человеком самого себя, для достижения совершенства, а значит и счастья. Достигнув совершенства человек не только становиться счастливым, но и делает счастливыми других. В воспитании мыслитель ясно выделяет политический аспект. Образование есть часть воспитания и весь путь человека к совершенству есть воспитание в нем высоких моральных качеств, позволяющих ему быть примером для других.

Универсальность и вневременность философско-педагогического учения аль-Фараби авторы статьи показывают посредством сравнения и анализа его идей с идеями древних греков, французских просветителей, представителей немецкой классической философии и различных постклассических течений XX века. Идеи аль-Фараби созвучны духу современности, имеют практическое значение и открывают большие возможности для тех, кто сможет найти им инновационное применение.

Ключевые слова: аль-Фараби, философия образования, воспитание, человек, совершенство, счастье.

Загрузки

Как цитировать

Imanbayeva, Z., Edelbay, S., & Kenzhegulov, N. (2023). Философско-педагогическое учение аль-Фараби. Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии, 84(2), 13–23. https://doi.org/10.26577/jpcp.2023.v.84.i2.2