О восточном релятивизме в истории философии
Аннотация
В данной статье автор пытается обосновать идею о том, что в истории философии необходимо восстановить статус релятивизма как особой формы философствования и философского типа мышления. Основная идея автора заключается в стремлении показать, что релятивизм является не просто маргинальным типом философского мышления, но и определенным способом стратегии в культурной жизни народа, оказывая влияние на осознание связи человека с природой, культуры с природой, цивилизации и отношением к нему человека. Исходя из мысли о том, что западный вариант релятивизма имеет место в истории, автор считает своей исследовательской задачей обосновать возможность релятивизма в восточной культуре. Автор полагает, что выделение релятивизма как особого типа мышления и культурной стратегии в восточной культуре необходимо, так как обоснование возможности восточного варианта релятивизма позволит преодолеть известную абсолютизацию диалектики, по которой многие формы восточного релятивизма рассматривали как одну из исторических форм диалектики. Для опровержения этой распространенной идеи об абсолютности диалектики как учения о развитии в мировой истории философии автор пытается показать, что стремление найти причины маргинализации релятивизма как особого типа философствования как на Западе, так и на примере Востока имеет свои определенные цели и задачи. В рамках данной статьи автор выдвигает ряд тезисов, которые необходимы ему для выхода на исследовательскую задачу о возможности релятивизма в восточной культуре и истории философии. Раскрывая ряд черт восточного варианта релятивизма, автор стремится показать важность дальнейшего исследования этой сложной историко-философской проблемы. Ключевые слова: релятивизм, закономерность, истина, экстравертное мышление, инаковость, друговость, активизм, пассивизм, европоцентризм.