Апология и этика оправдания

Авторлар

  • С. К. Мендыбаев Казахский научно-исследовательский технический университет им К. Сатпаев
  • Р. М. Мажиденова Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
  • Ж. У. Кантарбаева КазНУ имени аль-Фараби
        46 45

Аннотация

Апология выставляет оправдание как ложную и порочную позицию индивида, разрушающую общество. В отличие от нее, античная apologia поддерживала совместное бытие без морально- психологического давления на субъекта оправдания. Обращение apologia в апологию в западной культурной традиции стало следствием исторического процесса рационализации и индивидуализации этики оправдания, что привело к неразрешимой проблеме признания Другого как онтологического гаранта социального и личностного бытия. В культуре номадов оправдание не угрожало сообществу, а служило моральным условием совместной жизни, закрепленным в нормах кочевого права казахов «Кешірімді болу» и «Сөзге тоқтау» – умение прощать без долгих слов оправдания. Целью статьи было выделение различий понятий апология и apologia в качестве культурного маркера западного и восточного (казахи-номады) типов этики оправдания. Теоретической и методологической основой работы стали зарубежные и отечественные исследования оснований социальности, этики, вопросов специфики национальной культуры. Авторы использовали исторический, аналитические методы, а также принципы феноменологии и герменевтики. Материалы исследования могут быть применены в научно-педагогической практике высшей школы, при разработке образовательных технологий, направленных на обсуждение этических и философских проблем современности, национальной культуры.

Ключевые слова: апология, оправдание, этика, логос, кочевое право.

Жүктелулер

Как цитировать

Мендыбаев, С. К., Мажиденова, Р. М., & Кантарбаева, Ж. У. (2018). Апология и этика оправдания. ҚазҰУ хабаршысы. Философия, саясаттану және Мәдениеттану, 62(4), 53–60. вилучено із https://bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/372