Жаңа композиторлық техникалар және заманауи музыка генеалогиясы
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2020.v74.i4.04Аннотация
Статья посвящена генеалогии современной академической музыки, развитию новейших
композиторских техник. Проводятся параллели между достижениями в науке и изменениями в
искусстве. Эти процессы описаны сквозь призму личного опыта автора. Отмечен ряд мировых
площадок, где совершенствуется современный стиль, эволюционирует и творится музыкальное
будущее, проходят мировые премьеры. В частности, Impuls (г. Грац, Австрия), Академия
Санта-Чечилия (г. Рим, Италия), Миланская консерватория им. Джузеппе Верди (Италия),
Падуанская консерватория им. Ч. Поллини (Италия), где автор имел возможность обсуждать
новейшие композиторские техники на одной волне с творцами, поэтами и архитекторами новой
музыки. На примере структурального анализа собственных работ демонстрируются методы и
концепции существования и развития новых техник игры на инструментах в контексте новой
музыки. А именно, применение расширенных техник показано на примере «Omaggio a Ivan
Fedele» (Дань уважения Ивану Феделе) для флейты соло, умение осмысливать первичный
музыкальный материал современной партитуры – на примере концерта «Tears of Silence» (Слезы
тишины) для фортепиано и симфонического оркестра. Рассмотрены функции «Campo armonico
» (гармонической среды) на примере «Ombre del Vuoto» (Тени пустоты) для 11 исполнителей
(флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, треугольник, большой барабан, там-там, вибрафон,
фортепиано, первая и вторая скрипка, альта, виолончель). Новые методы организации времени
в музыке показаны на примере «Serenata di stelle invisibili» (Серенада незримых звезд) для 5
исполнителей (флейта, кларнет, альтовый саксофон, виолончель, фортепиано). Говорится о
корреляции между композиторскими и исполнительскими техниками и о зарождении новой
тембро-фактурной координаты музыкального пространства-времени.
Ключевые слова: современная академическая музыка, авангард, сонористика, микротона,
мультифоники.