Принципы фон Гумбольдта и реалии постсоветских университетов
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2019.v69.i3.03Аннотация
В статье предполагается, что неудовлетворительное положение дел в постсоветском высшем образовании во многом связно с тем, что фундаментальные принципы фон Гумбольдта, обеспечившие становление классического университетского образования в конце XIX века, в современных условиях уже не реализуются. В первую очередь, это связано с тем, что высшее образование приобрело массовый характер, в силу чего об академических свободах и сопряжении собственно образования с занятиями наукой в стенах подавляющего большинства постсоветских университетов можно говорить только формально. За истекшие 150 лет нагрузка профессоров в среднем увеличилась с 4 до 30 и более часов в неделю, что исключает предпосылки для реализации академических свобод на практике. Данный факт является одним из проявлений системного кризиса высшей школы индустриальной эпохи и отражает существенные трудности, связанные с переходом к постиндустриальному университету. Показано, что для преодоления сложившихся негативных трендов, в первую очередь, требуется формирование адекватных представлений об экономике постиндустриальной высшей школы, а также системное противодействие болезням переходного периода, к которым относится расцвет псевдонауки (особенно в областях, связанных с телекоммуникационными технологиями), а также коррупционным проявлениям, питательной средой для которых является псевдонаука.
Ключевые слова: псевдонаука, принципы Гумбольдта, университетское образование, телекоммуникационные технологии, учебная нагрузка, постиндустриальная высшая школа.