Чингиз хан: тенгрианская вера и толерантность

Авторы

  • С. Шамахай Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Ғ. Есім Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Аннотация

В статье рассматриваются особенности эволюции тенгрианства в ХІІІ веке, т.е. религиозного мировоззрения, имеющего тысячелетнюю историю и восходящего к эпохе шумер, которое под влиянием Чингиз хана трансформировалось в культ Вечного Неба (Тенгри). В работе также поднимается вопросы толерантного отношения правителя к религиозным направлениям. В эпоху Чингиз хана были внесены изменения в тенгрианские верования монголов. Например, в тенгрианстве не были представления о рае и аде. Однако, в связи с проповедническими действиями приглашенного Чингиз ханом Святого Чан Чуна появляются понятия о божественном промысле и о стремлении к благу. В этот период религиозные верования монголов достигают своей вершины и формируется монотеистическая вера Вечного Неба. Чингиз хан, беря в основу тенгрианство, обосновывает идею Вечного Неба и использует ее так: на небе – Вечный Тенгри, а на земле – Каган. Согласно этому принципу, Небо (Тенгри – носитель мировой безграничной воли, единственный источник божественной власти. Он своей благостью поддерживает кагана.Каган правит от имени Тенгри и проводит небесную волю на земле. Каган на основе своего разума и харизмы воплощает в себе небесную благодать. Как на небе есть единый Тенгри, так и на земле должен быть один каган. Следовательно, монгольский хан правит над всеми «странами Поднебесной от восхода до заката солнца».Кроме того, Чингиз хан придерживался принципа религиозной толерантности. Он сформировал либеральные правовые нормы. У него было требование: «Все религии заслуживают уважения, но ни одна из них не должна  господствовать». Это требование соблюдали и потомки Чингиз хана после его смерти. Младший сын Чингиз хана Толуй, его супруга, поэтесса и государственный деятель Соркактани бегим, хан Монке руководствовались этим правилом в
качестве жизненного креда. В статье в качестве доказательства заключениий и принципов приводятся оригинальные
памятники письменности: «Сокровенное сказание монголов», «Жамигат ат тауарих» Рашид ад дина, «Шежире Тюрк» Абулгазы хана, а также путевые заметки, исторические художественные произведения и сочинения различных путешественников, дервишей, мудрецов Запада и Востока, приглашенных в свое время ко двору самим Чингиз ханом, встречавшихся как с самим великим каганом, так и с его наследниками (даоский монах Чан Чун, Елуй Чуцай, Пэн Дай и Сюй Тин, монах Джовани дель Плано Карпини, посол Гильом де Рубрук, венецианский купец Марко Поло). Целью статьи является компаративистский, культур-философский анализ развития и изменения тенгрианства в эпоху Чингиз хана, источниковедческий показ его религиозных ориентаций. В процессе анализа предложены ряд новых идей относительно веры в Вечное Небо
(Тенгри). В ходе исследования проблемы применены такие методы философского и культурологического анализа, как единство исторического и логического, компаративистика, восхождение от абстрактного к конкретному, герменевтика и контент-анализ. Проведен семиотический анализ сущности и характера символических проявлений духовного мира тюрков и монголов, присущих той эпохе, они изучены на основе признаков, характерных для номадического мировоззрения
Ключевые слова: Чингиз хан, тенгрианство, шаманизм, «Вечное Небо», религия, толерантность.

Загрузки

Опубликован

2018-11-07