Морально-этические взгляды Кажы Бекташ Уали в истории казахской философии
Аннотация
Сохраняется преемственность между распространением тюркско-исламского учения в Анадолу и превознесением учения о совести (ар) казахских религиозных мыслителей. Несмотря на разное пространство и периоды жизни Кажы Бекташ Уали и казахских мыслителей, источники
учения являются одними и теми же – учение Ахмеда Ясауи, дальше основываясь на учения
аль-Фараби. Поэтому Ахмеда Ясауи именуют как «Хазрат Султан», «Султан всех святых», а аль-
Фараби – вторым учителем. Соответствуя учению Ясауи, Кажы Бекташ, Абай и Шакарим а также
другие казахские мыслители уделяют большое значение человеку а также его внутренней читоте,
душевной и морльно-этическому совершенствованию. Потому что значение человечности
лежит не в карьере и богатстве, а в высоком качестве человечности и чистоты сердца. Поэтому
Абай в своих назиданиях уделял большое внимание бытию человека. Так как человек является
основой и смыслом этого мира. А основа человека лежит в сердце. Следовательно человечность
в учении Кажы Бекташ и казахских религозных мыслителей лежит в чистоте сердца и духовном
совершенстве. А духовное совершенство и душевная чистота лежат в таких морально-этических
качествах, как спокойствие, честность, скромность, милосердие, отзывчивость.
Ключевые слова: Анадолу, Атамекен, иман, суфизм, Бог, ахлак, совесть (ар).