Фундаментальная антропология Рене Жирара и «концепция жертвоприношения» в романе М.Ауэзова «Путь Абая»

Авторы

  • Г.С. Саркулова Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана https://orcid.org/0000-0003-2042-0902
  • М.С. Саркулова Евразийский национальный университет им.Л.Н.Гумилева, Казахстан, г. Астана https://orcid.org/0000-0002-5992-2814
  • М.М. Манасова Карагандинский университет им. Е.А. Бокетова, Казахстан, г. Караганда https://orcid.org/0000-0002-6562-7854
  • С. Шамахай Евразийский национальный университет им.Л.Н.Гумилева, Казахстан, г. Астана https://orcid.org/0000-0002-7143-0062

DOI:

https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v90.i4.a2

Аннотация

Статья посвящена анализу идей франко-американского философа, антрополога, исследователя в области проблем социальной философии, создателя принципиально нового теоретического подхода, т.н. «фундаментальной антропологии», объясняющей генезис и функции институтов культуры традиционного типа, Рене Жирара. Универсальность его теории заключается в том, что она может быть применена исследователями в самых разных областях науки. Рене Жирар предлагает по-новому взглянуть на феномен жертвоприношения, игравшего значимую роль в архаичных традиционных культурах и сопровождавшего все знаковые события общественной и индивидуальной жизни. В отличие от других антропологов, рассматривавших жертвоприношение в архаических обществах, как ритуал, призванный, прежде всего, умилостивить божества, Жирар рассматривает этот обряд, как лежащий в основании генезиса и структуры всех мифов и даже всей культуры. Мысли Жирара о взаимосвязи культуры и насилия, рассмотрение жертвоприношения как основополагающего ритуала в истории человечества могут быть реактулизированы применительно к отечественной художественной словесности, в частности к произведению М.Ауэзова «Путь Абая». В романе казахского прозаика, посвященном описанию патриархально-феодального казахского общества, большую роль играют мифо-ритуальные структуры и схемы, жертвенные практики и формулы, которые можно проследить на протяжении всего романного хронотопа.  Мифологема жертвоприношения находит воплощение, в частности, в сцене коллективной казни Кодара и Камки. Философско-антропологическая концепция Рене Жирара дает возможность выявить социальную значимость ритуала жертвоприношения и морально-этическое отношение к жертве со стороны данного социума. 

Ключевые слова: социальная философия, фундаментальная антропология Рене Жирара, мифологема жертвоприношения, «Путь Абая» М. Ауэзова

Биографии авторов

Г.С. Саркулова, Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана

Галия Ставаловна Саркулова, магистр истории, Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана (Урал, Казахстан, e-mail: galiyasarkulova@mail.ru);

М.С. Саркулова, Евразийский национальный университет им.Л.Н.Гумилева, Казахстан, г. Астана

Саркулова Манифа, кандидат философских наук, и.о. доцента кафедры философии Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева (г.Астана, Казахстан e-mail: manifa.s@mail.ru)

М.М. Манасова, Карагандинский университет им. Е.А. Бокетова, Казахстан, г. Караганда

Манасова Мира (автор-корреспондент) – кандидат философских наук, постдокторант, доцент кафедры философии и теории культуры Карагандинского университета имени Букетова (Караганда, Казахстан; e-mail: miramanassova@mail.ru);

С. Шамахай, Евразийский национальный университет им.Л.Н.Гумилева, Казахстан, г. Астана

Шамахай Сайра, кандидат философских наук, и.о. доцента кафедры философии Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева (г. Астана, Казахстан e-mail: saira@mail.ru);

Как цитировать

Саркулова, Г., Саркулова, М., Манасова, М., & Шамахай, С. (2024). Фундаментальная антропология Рене Жирара и «концепция жертвоприношения» в романе М.Ауэзова «Путь Абая». Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии, 90(4). https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v90.i4.a2