Фундаментальная антропология Рене Жирара и «концепция жертвоприношения» в романе М.Ауэзова «Путь Абая»
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v90.i4.a2Аннотация
Статья посвящена анализу идей франко-американского философа, антрополога, исследователя в области проблем социальной философии, создателя принципиально нового теоретического подхода, т.н. «фундаментальной антропологии», объясняющей генезис и функции институтов культуры традиционного типа, Рене Жирара. Универсальность его теории заключается в том, что она может быть применена исследователями в самых разных областях науки. Рене Жирар предлагает по-новому взглянуть на феномен жертвоприношения, игравшего значимую роль в архаичных традиционных культурах и сопровождавшего все знаковые события общественной и индивидуальной жизни. В отличие от других антропологов, рассматривавших жертвоприношение в архаических обществах, как ритуал, призванный, прежде всего, умилостивить божества, Жирар рассматривает этот обряд, как лежащий в основании генезиса и структуры всех мифов и даже всей культуры. Мысли Жирара о взаимосвязи культуры и насилия, рассмотрение жертвоприношения как основополагающего ритуала в истории человечества могут быть реактулизированы применительно к отечественной художественной словесности, в частности к произведению М.Ауэзова «Путь Абая». В романе казахского прозаика, посвященном описанию патриархально-феодального казахского общества, большую роль играют мифо-ритуальные структуры и схемы, жертвенные практики и формулы, которые можно проследить на протяжении всего романного хронотопа. Мифологема жертвоприношения находит воплощение, в частности, в сцене коллективной казни Кодара и Камки. Философско-антропологическая концепция Рене Жирара дает возможность выявить социальную значимость ритуала жертвоприношения и морально-этическое отношение к жертве со стороны данного социума.
Ключевые слова: социальная философия, фундаментальная антропология Рене Жирара, мифологема жертвоприношения, «Путь Абая» М. Ауэзова