Мечети Астаны: стратегии и практики конструирования новых общественных пространств
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2023.v.83.i1.7Аннотация
В статье на примерах строительства столичных мечетей показано как дискурс важности ислама для культурной памяти проявляется сквозь практики формирования новых общественных пространств. Рост количества мечетей в Астане, по сравнению с общеказахстанскими тенденциями, не столь значителен, но каждая новая мечеть в столице формируется как своеобразный кейс, где помимо основных религиоведческих вопросов можно также проследить: государственную политику в области культурной памяти; рост эмоциональной, символической и инфраструктурной нагрузки на мечети; возрастающую роль партисипации в пространствах мечети. Каждое десятилетие в столице открываются не только все большие и большие по размерам главные соборные мечети, но и происходит первичная инфраструктурная привязка мечетей к разным городским пространствам.
В статье рассматривается также вопрос – кто является актором появления новых мечетей. Одним из примеров «дипломатии мечетей» стала построенная за счет зарубежного инвестора мечеть «Нур-Астана»; по заказу представителей политической элиты и местных сообществ реализованы, в том числе уникальные по архитектурным решениям, проекты исламских культовых сооружений.
В статье используется инфраструктурный подход, который позволил выявить важные аспекты в топографии мечетей в столичном пространстве, в специфике отношений государственной власти, меценатов, мусульманского духовенства и других заинтересованных сторон, оказывающих непосредственное влияние на укрепление и развитие мечетей в качестве важных общественных пространств. Также отмечается усиление в последнее десятилетие практик открытия при мечетях музеев исламской культуры, что способствует трансформации привычного образа мечети и укреплению их значимости в массовом сознании в качестве важного объекта инфраструктуры культурной памяти.