СОПОСТАВИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОТОКАЗАХСКИХ И РАННИХ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/jpcp.2022.v.82.i4.4

Аннотация

Глубинный анализ процесса духовного развития человечества показывает, что «homo sapiens» всегда стремился найти определенные смыслы своего существования, т.е. так называемые предельные основания бытия. Это стремление определяет природу человека. Из всего творения только человек стремится превзойти свое собственное существование, осуществив трансцендирование. Результаты трансцендирования находят отражение в мифологии, религии и философии. В этих типах мировоззрения человеческое сознание отражает сущностные характеристики и свойства бытия посредством различных форм познания. Самые предельные взгляды и представления человека о самом себе и окружающем мире воспроизводятся в универсалиях культуры или философских категориях. На миропонимание и мировосприятие каждого народа влияет природная среда, в которой он живет, хозяйственная деятельность и общественные отношения, складывающиеся в ходе этой деятельности. Несмотря на то, что в мифологическом мировоззрении преобладают эмоционально-образные элементы, нельзя исключать наличие в нем рационально-логического начала. Поэтому многие философские идеи и размышления формируются именно в контексте мифологического мировоззрения. В связи с этим важно определить сущность и познавательную роль мировоззренческих (культурных) универсалий на переходных этапах, на «переправах мышления» от мифологии к предфилософским рассуждениям. Это помогает выяснить суть протофилософских представления индийского и казахского народа о взаимосвязи духовного и материального начала в мироздании, материи и энергии, времени и пространства, субстанции и акциденции. Эти универсалии отражаются в национальном менталитет и следует отметить их роль в формировании онто-аксиологических представлений.

Ключевые слова: мифология, протофилософия, материя, космическая энергия, субстанция, случайность, время, пространство.

Загрузки

Опубликован

2022-12-26