Культурные переходы и диалоги в ареале Великого Шелкового пути: опыт предотвращения культурных девиаций
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2021.v75.i1.07Аннотация
История показывает, что Великий Шелковый путь и Исламский Ренессанс были факторами, повлиявшими на цивилизационный поворот от культурных аномалий у кочевников Центральной Азии. Если оседлые культуры занимали пространство и делили его, то сами кочевники были разделены в пространстве. Девиантное разделение между кочевниками и устойчивыми сельскохозяйственными культурами стало разрешаться через культурный диалог в феномене Великого Шелкового пути. Целью статьи является анализ опыта Великого Шелкового пути в решении девиантных аномалий между оседлыми (диханико-ирригационными) и кочевыми культурами, сформировавшимися в Центральной Азии. Это дало тюркским народам возможность обмениваться великими культурами и инновациями на глобальном уровне. Такие ученые, как Авиценна, Бируни, Фирдоуси, Хайям, Хорезми, Рудаки, Рашид-ад-Дин, Улугбек, Саади, АльФараби и Баласагун, родились на караванных дорогах, которые открыли человечеству двери великих свершений. На Великом Шелковом пути через Среднюю Азию «выжили» и развились труды Аристотеля, Платона и Гиппократа, оставшиеся под европейскими средневековыми ограничениями. Геополитическая роль Центральной Азии в истории человечества велика, она служила связующим звеном между различиями и культурными отклонениями между римской и степной, тюркской и иранской, Арабской и Китайской империями от античности до Средневековья. По словам Арнольда Тойнби, в районе Великого Шелкового пути “ нетрудно увидеть, что это место, где процветала и жила гигантская Тюркская империя, было центром будущих цивилизаций или одной цивилизации.” В Центральной Азии в районе Великого Шелкового пути расцвел культурный ренессанс, сформировалась основа будущих современных знаний.
Ключевые слова: Великий Шелковый путь, культурный диалог, культурная девиация, кочевничество, расселение, цивилизация, культурные переходы.