Культурные контексты казахской традиционной музыки
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2019.v69.i3.010Аннотация
В статье раскрываются особенности географического расположения Казахстана как серединной территории между Азией и Европой (Востоком и Западом). Вместе с тем в силу природно-климатических условий эта территория (зона Великой степи) явилась «колыбелью» кочевой культуры и цивилизации, вся история которой представляется историей сосуществования и гармоничного взаимоотношения человека и природы. В статье отмечается пространственно- хронологическая преемственность материальной и духовной культуры кочевников (С. Акатаев), ее внутренняя целостность и синкретическое единство. По мнению автора, синкретизм в музыке связан с тем, что и фольклор, и музыкально-поэтическое искусство казахов своими истоками связаны с древними верованиями (тотемизм, шаманизм, культ предков как составные части тенгрианства) и ритуально-магической обрядностью. В статье автор, опираясь на труды известного ученого Е. Турсынова, конкретизирует функционирование и важнейшую роль в духовной жизни общества таких носителей музыкальной культуры, как баксы (шаманы), акыны, жырау, сал, сери, кюйши. Также констатируется, что выведенная в казахском музыкознании А. Мухамбетовой связь фольклора и устно-профессиональной музыки казахов с тенгрианским календарем мүшел позволила выявить этнокультурную основу казахской музыки и ее системную классификационную структуру.
Ключевые слова: культура кочевников, синкретизм, древние верования, магический ритуал, шаман-баксы, жырау, салы-сери, кюйши, тенгрианский календарь.