«Индустрия культуры» в общественном сознании в Республике Казахстан
Аннотация
В статье представлена попытка рассмотрения проблемы конфликта внутри национальной культуры – борьбы подлинного искусства с продуктом индустрии культуры. Обращаем внимание на суть конфликта внутри казахстанской культуры, когда в борьбу вступают: классические виды искусства, серьезный, авторский кинематограф, умная литература, возвышенная поэзия и широко тиражируемый в противовес активный и вездесущий продукт масс-медиа. Внутри этого смыслового и эстетического противостояния находится экзистенциональная психологическая практика, психотерапевтическая ее роль, несущая просветление, прозрение, гуманизм; а с другой стороны – масс-медиа, которая работает в различных неожиданных манипулятивных технологиях сознания личности, когда важна не истина, а сладкая ложь, потребительская позиция, «легкость бытия». Подлинное искусство уникального авторского взгляда и смысла на человеческое бытие оказываются под давлением идеологии индустрии культуры, а поэтому оказываются на обочине внимания. В молодежной среде процветает бездуховность, нигилизм, гомеостаз, как средство стремления к развлечениям. По этим причинам в учебном процессе нужно больше уделять внимания философским знаниям о происхождении «индустрии культуры».
Ключевые слова: национальная культура, искусство, общество, сознание, конфликты, масс-медия.