Доказательства веры в Бога и Его чувстенной познаваемости во взглядах Имама Матуриди и казахских религиозных мыслителей
Аннотация
В статье изложены результаты сравнительного исследования преемственности взглядов
Имама Матуриди о проблеме чувственного познания бытия Бога, ощущения Его сущности
посредством откровения и разума с религиозным познанием казахских мыслителей. Утверждается,
что Имам Матуриди обосновывает доказательность чувственного познания человека в познании
Бога. Первый мусульманский богослов-ученый Абу Мансур аль-Матуриди утверждает, что
истина Вселенной должна основываться на знаниях и доказательствах, а не на слепой вере. В
его книге «Китаб ат-Таухид» приводятся доказательства единственности Создателя и того, что
каждая вещь зависима от внешнего фактора, и что в этом есть заслуга Творца. На пути познания
Бога Имам Матуриди отводит огромную роль чувственному восприятию и нацеленно находит
конкретные тому доказательства. В отличие от современных мыслителей, Имам Матуриди
стремится предоставить четкую доказательность человеческих чувств на пути познания Бога.
Традиционное религиозное познание казахов особое место отводит не внешним формам,
а внутреннему содержанию веры. Так как духовное бытие невозможно познать внешними
органами чувств. Достаточно доказательств того, что воззрения теолога Имама Матуриди
широко распространены в казахских степях, особенно в творчествах поэтов-песенников. Мир,
который ощущается в традиционных религиозных знаниях казахского народа, коренится в
казахской духовности. Вот почему в основах традиционных религиозных убеждений казахского
народа преобладают не материальные ценности, а ценности невидимые и познающиеся только
посредством интуиции. В целом, в статье приводятся выводы Имама Матуриди в передаче и
анализе проблем духовности внутреннего человека. Отсюда и главная цель написания его книги
– продемонстрировать бесконечную мудрость Бога. Он раскрывает и доказывает природу
божественной мудрости, при этом проводит анализ проблем, касающихся творению Вселенной,
единственности и атрибутов Бога.
Ключевые слова: Имам Матуриди, чувственное познание, познаваемое и непознаваемое
бытие, религиозное познание казахов, единство и бытие Бога.