Роль рукописных фондов Турции в изучении культурного наследия ученых Туркестана
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp202593312Аннотация
В статье представлен библиографический обзор трудов ученых казахской степи и Туркестана, хранящихся в турецких архивных фондах и библиотеках, и дана оценка вкладу каждого ученого в науку и культуру. В разделе обсуждения были выделены ученые, относящиеся к Туркестану. Это способствует введению нашего культурного наследия в научный оборот, а также служит примером преемственности в науке и образовании тюркских народов. Таким образом, были предприняты усилия по рассмотрению культурного наследия восточно-тюркского мира как феномена. Для достижения этой цели, в соответствии с методологией, предложенной К. Мейсом (2015), работа с рукописями велась поэтапно: сбор рукописей, составление списков рукописей в каталогах, предоставление полных описаний рукописей, сравнение рукописей, проверка рукописей и анализ текста. При изучении рукописей был использован портал рукописей Турции. В статье уделяется внимание туркестанским ученым, внесшим вклад в развитие культуры и науки, и рассматриваются коллекции библиотек Сулеймание, Милли, Миллет и Кастамону, где хранятся их труды. С момента обретения независимости активно ведется работа по изучению культурного наследия ученых с казахской земли. У этой темы есть свои проблемы, исследовательские вопросы и направления. В частности, в нашей статье мы подробно остановились на специфике поиска ученых по названиям городов и регионов. В результате мы пришли к выводу, что отечественные исследователи не достигли достаточного уровня в полном охвате и глубоком анализе работ ученых с казахской земли. Это указывает на необходимость методологического совершенствования уровня изучения наследия туркестанских ученых в их родном Казахстане и определения их места в мировой культуре.
Ключевые слова: ученые казахской степи, Ходжа Ахмед Иасави, Ахмет Югнаки, Хибатулла Тарази, Туркестанцы, Библиотека Сулеймание, тюркские ученые, феномен культурного наследия восточно-тюркского мира, биобиблиография.
