Философия равных возможностей: вспомогательные технологии в контексте инклюзивного высшего образования Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp20259221Аннотация
В условиях цифровой трансформации высшего образования вспомогательные технологии становятся важным инструментом обеспечения инклюзивности и реализации принципов равных возможностей. Данная статья рассматривает ВТ с философско-антропологической точки зрения, анализируя их роль в создании доступной образовательной среды для студентов с особыми образовательными потребностями. В исследовании применялись методы опроса, сравнительный анализ, контент-анализ документов, общелогические методы. По результатам исследования были выявлены ключевые барьеры на пути внедрения вспомогательных технологий в инклюзивное высшее образование Казахстана. Несмотря на наличие умеренного уровня осведомленности о ВТ среди преподавателей, их практическое применение ограничено. Основными препятствиями к использованию ВТ в учебном процессе являются нехватка специализированного обучения для ППС, несовместимость технологий с существующей IT-инфраструктурой и ограниченный доступ к необходимому программному обеспечению.
Целью данного исследования является анализ роли ВТ в реализации философии равных возможностей в высшем инклюзивном образовании Казахстана, выявление ВТ, используемых в вузах Казахстана для обеспечения инклюзии студентов с особыми образовательными потребностями, а также определение восприятия преподавателями эффективности использования ВТ в контексте инклюзивного образования.
Ключевые слова: философия равных возможностей, инклюзивное высшее образование, вспомогательные технологии, интеграция, устойчивость
