Образ коня как символ этнической идентичности (на примере казахского и тувинского театров)

Авторы

  • Д.А. Маткерим Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-2940-1532
  • М.Б. Жаксылыкова Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0001-6462-2616
  • Д.У. Кусаинов Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0003-4274-5986
  • А.Г. Карабаева Казахская национальная университет имени Аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-4951-0541
  • С.Х. Чонган Тувинский государственный университет, Россия, г. Кызыл https://orcid.org/0000-0002-6929-9050

DOI:

https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v88-i2-06
        3 0

Аннотация

Статья посвящена проблеме культурной и этнической идентичности в национальном театре Казахстана и Тувы. В национальном театре вопрос социокультурных связей обеспечивается в театральных постановках через проявления на сцене культурных и национальных ценностей, смыслов и значений как отражение этнической идентичности, эстетических и нравственных идеалов народа. Современный мир театр – это потенциальное место культурных форм, воспроизводимых художниками сценического искусства, предлагающих посмотреть глазами современника здесь и сейчас, какие мы сегодня, какие процессы происходят в этнокультурном обществе. Работы авторов национальных театров, как субъектов индигенной культуры, представляют собой презентацию культурных символических образов, в которых воспроизводится этническая идентичность народа. И в этой связи, ставится вопрос как в современных условиях выражаются этническое в национальных театрах Казахстана и Тувы.

Целью работы является сравнительный анализ символического образа «коня» в конструировании картины мира в национальных спектаклях театров Казахстана и Тувы.

Новизна исследования заключается в том, что рассмотрение концепта «коня» как символического образа культурной и энической идентичности в казахской и тувинской культуре в контексте театральной постановки не был предметом культурного анализа. Теоретико-методологическая основой статьи являются работы зарубежных, казахстанских (А.Ш. Мирзабекова, 2006), российских (В.Н. Бадмаев, 2005,) и тувинских учёных (Ч.К. Ламажаа, 2018), изучавших проблемы национальной идентичности, а также работы казахских и тувинских ученых-театроведов, филологов, культурологов.

Источниковой базой являются театральные постановки: казахский спектакль «Құлагер» (режиссер Фархад Молдагалиев, Казахстан) и тувинский спектакль «Эгил, эжим, эгил!» (режиссер Алексей Ооржак,Тыва).

На основе проведенного культурного анализа образа коня, авторы статьи обосновали концепт «коня» как символ свободы и независимости в театральном искусстве Казахстана и Тувы», раскрыли символический образа «коня» в казахском спектакле, отражающем этническую идентичность и традиционную культуру этого народа, провели анализ образа «конь» в национальной драматургии тувинцев как культурного элемента, обеспечивающей сохранность и трансляцию традиционных ценностей этого народа. 

Ключевые слова: образ конь, традиционная культура, этническая идентичность, спектакль, Тува, Казахстан 

Загрузки

Опубликован

2024-06-29

Как цитировать

Маткерим, Д., Жаксылыкова , М., Кусаинов , Д., Карабаева , А., & Чонган , С. (2024). Образ коня как символ этнической идентичности (на примере казахского и тувинского театров). Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии, 87(2). https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v88-i2-06