Миссия буддийского университета: культурно-антропологические основания
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2021.v76.i2.05Аннотация
Фундаментальная проблема современного университета – его идентичность, самоопределение, проектирование своей миссии. Кардинальные изменения внешней среды, новые общественные запросы, становление глобального общества знания, жесткая экономическая конкуренция коснулись и системы высшего образования. Определение миссии университета всегда входило в круг важнейших эпистемологических задач философии науки и образования.
Буддизм, буддийская философия характеризуются целостным учением о мире и человеке, их глубинной взаимосвязи. На всех этапах своего историко-культурного развития ценности и истины буддизма транслировались, прежде всего, через образовательные институты, формируя уникальную образовательную традицию, которая является одним из основных механизмов трансляции философского учения буддизма. Традиция понимания буддизма как образования сохранялась, и в Древней Индии сформировался тип буддийских монастырей-университетов как образовательных центров.
В основе буддийской системы образования лежит многовековая история буддизма, народов, традиционно исповедующих буддизм. Будучи глубоко антропоцентрической по своему содержанию, буддийская культура сделала основной проблемой своих философских учений вопрос о природе человека и его месте в мире.
Миссия буддийского университета осталась неизменной по сей день – духовное, нравственное, интеллектуальное совершенствование человека, ведущее к Пробуждению; содействие распространению идей буддизма во всем мире.
Системы и методы буддийской образовательной традиции коррелируются с научнотеоретическими подходами, принятыми в современной светской науке и образовании, имеют эвристическую ценность для создания новых образовательных программ на основе диалога науки и религии, веры и знания, Запада и Востока.
Буддийские образовательные программы в университетах выполняют еще одну важнейшую миссию – являясь центрами подготовки квалифицированных специалистов в области истории и философии буддизма, они выступают особыми каналами связи между буддийским миром и другими регионами мира, формируя пространство межгосударственного и межкультурного диалога.
Ключевые слова: университет, миссия, буддизм, буддийский университет, культурная антропология.