Что такое Просвещение?» – к вопросу об антропологических основаниях казахстанской модернизации
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2019.v70.i4.04Аннотация
Аннотация. На основании анализа текстов философов и мыслителей – деятелей и теоретиков казахского и европейского Просвещения – в статье раскрываются некоторые вопросы философских и идеологических оснований процессов модернизации в современной Республике Казахстан. В частности, проводится сравнительный анализ определений Просвещения, данных, с одной стороны, Иммануилом Кантом в эссе 1784 года «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?», с другой – Чоканом Валихановым в произведении 1864 года «Записка о судебной реформе». При этом используется как непосредственный авторский анализ самих
текстов, так и критический анализ теоретиков Просвещения, проделанный во второй половине ХХ века западными философами Ханной Арендт, Юргеном Хабермасом, Мишелем Фуко, Жаком Деррида. В целом, статья акцентирует внимание на возможной постановке проблемы казахской модернизации, которую необходимо рассматривать как объект философского, исторического,
антропологического, политологического и социального анализа с целью ясного обозначения не только технических (Индустрия 4.0), экономических (цифровая экономика), но и идеологических и теоретических рамок процесса модернизации Республики Казахстан (концепция т.н. «модернизации сознания»).
Ключевые слова: европейское просвещение, казахское просвещение, казахстанская модернизация, модернизация сознания, Республика Казахстан, цифровое общество, критическая теория, критическая философия, постмодернизм.