Философия образования Аль-Фараби и современность

Авторы

  • S. Yedilbaeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • Zh. Amirkulova Казахский национальный университет имени аль-Фараби

DOI:

https://doi.org/10.26577/jpcp.2019.v68.i2.05
        229 177

Аннотация

Статья посвящена философскому дискурсу об учении аль-Фараби, важном для осмысления актуального состояния системы казахстанского образования в условиях «вызовов» современности. Философия есть критическая рефлексия, поэтому проблема образования всегда была вплетена в концепции выдающихся философов.
На основе ряда методологических принципов производится экстраполяция общефилософских концепций на проблему образования аль-Фараби; герменевтический метод исследования используется в понимании сущности образования через анализ высказываний Аль-Фараби; сравнительный подход, включает совокупность методов компаративного анализа.
Философская система аль-Фараби имплицирует многочисленные воспитательные и философско-образовательные размышления, которые действенны и сегодня. Единство философского и образовательного мышления аль-Фараби вытекает из его морально-философских рефлексий. Образование аль-Фараби – формирование морали, единство интеллектуального и морального совершенства человека, достижения им счастья с помощью знаний. Антропологический аспект учения аль-Фараби об образовании выражается в учении о человеке как существе рациональном и социальном. Исходной точкой аргументации аль-Фараби является антропологическое определение о ценности разума для человека. Практические и теоретические уровни знания аль-Фараби есть онтологические основы становления образования.
В рассуждениях по поводу предметов образования великий мыслитель проектирует образование, которое провозглашает математическую, музыкальную и философскую «пайдейю». Все они направлены на то, что человек должен развиваться как нравственная личность, достигающая счастья с помощью усвоения научных знаний. Из трудов аль-Фараби предстают требования к образованию, мера образования, разработан действенный «учебный план», методы обучения, также сформирован образ педагога, взаимоотношение и роль учителя и ученика. Цель образования – способствовать выполнению человеком своего назначения, достижения им счастья с помощью знаний.
Философский дискурс об образовании аль-Фараби как формы мышления, усвоение культуры, единство интеллектуального и морального имеет большую ценность для реформирования образования в Республике Казахстан.
Ключевые слова: аль-Фараби, философия образования, образование, воспитание, ценность образования, человек.

Загрузки

Как цитировать

Yedilbaeva, S., & Amirkulova, Z. (2019). Философия образования Аль-Фараби и современность. Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии, 68(2), 44–54. https://doi.org/10.26577/jpcp.2019.v68.i2.05