Особенности образовательной миграции из Казахстана в Китай
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2019.v67.i1.018Аннотация
Статья посвящена анализу образовательной миграции, направленной из Казахстана в
Китай. По мнению автора, учебная иммиграция имеет как положительные, так и отрицательные
аспекты. Данный процесс имеет несколько ключевых эффектов для многих стран и для развития
Казахстана: политический, экономический, социальный и демографический.
Цель, основные направления и идеи научного исследования – изучить особенности
международной образовательной миграции на примере студенческого потока из Казахстана в
Китай. Основные направления исследования: изучить исторические, социально-экономические,
культурно-психологические и другие предпосылки возникновения студенческого потока в КНР,
выявить особенности функционирования системы международной студенческой мобильности
и определить место потока из Казахстана в Китай в этой системе; изучить существующие в
Казахстане посреднические организаций, поддерживающие поступление в китайские вузы;
изучить институты, способствующие поддержанию студенческого потока и РК в принимающих
городах КНР, описать процесс формирования социальных сетей казахстанских студентов в
Китае.Краткое описание научной и практической значимости работы. Образовательная миграция
является одной из наиболее острых и проблематичных проблем в современном обществе.
Образовательная миграция из РК в КНР в данном случае – не исключение. Поэтому автор
предпринял попытку прояснить некоторые основные черты этого процесса. Научно-практическое
значение данного исследования не вызывает сомнения.
Методология исследования основана на системном, сравнительном, контент- и ивент-
анализе. Образовательные миграции – это многоаспектное явление, поэтому и подходы к
изучению данного вида миграции многогранны.
Основные результаты и анализ, выводы исследовательской работы: образовательная
миграция по численности уступают только трудовым и вынужденным миграциям и считаются
одними из самых масштабных в мире. Они происходят как на международном, так и на
внутригосударственном уровнях. Таким образом, очевидные экономические, социальные,
политические преимущества образовательной миграции должны стать основанием для того,
чтобы сделать развитие образовательной миграции важной частью миграционной политики
Казахстана.
Ценность проведенного исследования (внесенный вклад данной работы в соответствующую
область знаний) вносит вклад в развитие исследования миграционных процессов. Особенно
исследование образовательной миграции и ее особенностей с точки зрения политологии
представляет особый интерес.
Практическое значение итогов работы позволяет найти ответ на исследовательский
вопрос о детерминантах, задающих направление образовательной миграции и международной
студенческой мобильности.
Ключевые слова: международная образовательная миграция, высшее образование,
академическая мобильность, казахстанско-китайские отношения.