Имена детей у тюркоязычных народов Центральной Азии, образованные от слов «сын» и «дочь»
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v89-i3-04Аннотация
Данное исследование посвящено детским именам, образованным с использованием слов «сын» и «дочь» в именах, которыми называют детей тюрки Центральной Азии.
В обществе, в котором мы живем, одной из важнейших целей родителей в семье является рождение ребенка. Одной из важнейших же обязанностей имеющих детей родителей по отношению к своему ребенку – дать ему красивое имя.
На протяжении исторического процесса, пережитого тюркской нацией, по тем или иным причинам, с которыми сталкивались родители, возникали различные традиции присвоения имен. Имена, данные в соответствии с этими традициями, отражают историю, географию, верования, социальную структуру и культурные особенности тюркского общества.
Согласно результатам, полученным в ходе полевых исследований, условия в семьях тюркских обществ Центральной Азии до рождения ребенка, неожиданные события, происходящие во время его рождения, а также события, которые происходят после его рождения, играют большую роль в выборе имени для него.
Имена, образованные от слов «сын» и «дочь», которые часто встречаются в именах, данных детям тюрками Центральной Азии, нередко напрямую связанны с желанием иметь мальчика. Сегодня у тюрков, особенно у казахов и киргизов, третьей из трех дочерей, рожденных в семье подряд, обычно дается имя, образованное от слова «ул/сын». Например, такие имена, как «Улболсын», «Улболган», «Улжалгас», «Улерген», напрямую указывают на желание иметь мальчика, в то время как имена «Кызтумас», «Кыздыкой», выражают более жестко и ясно, что девочек в семье имеется достаточно, и теперь хотят мальчиков.
В настоящем исследовании акцентируется внимание на причины употребления слов «сын» и «дочь» в именах, даваемых детям, особенно тюрками Центральной Азии, а также всесторонне рассматривается данная проблема.
Ключевые слова: традиция, присвоение имени, сын, девочка, мальчик, гендер.