Анализ инклюзивного образования в Республике Казахстан в контексте философии независимой жизни
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2023.v.86.i4.03Аннотация
Философия независимой жизни является важным и ключевым моментом современной общественной дискуссии, пронизывающим различные сферы нашей жизни. Она представляет собой не просто набор принципов и идей, но отражает фундаментальные права и ценности, которые должны быть доступными для каждого человека, независимо от его физических, психологических или когнитивных особенностей.
В основе философии независимой жизни лежит инклюзивный подход. Инклюзивность подразумевает общество, в котором каждый, независимо от национальности, физических или умственных способностей, социального бэкграунда, чувствует свою значимость, полноценно интегрирован и имеет равные возможности.
Одним из базовых и фундаментальных принципов в реализации концепции инклюзивности является доступность и равенство образования. Несомненно, задача интеграции лиц с особыми образовательными потребностями (ООП) в образовательную систему занимает одно из ведущих мест в глобальном диалоге о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для преодоления социальных барьеров, с которыми они сталкиваются, необходимы не только физические адаптации, такие как пандусы, специализированное оборудование и обученный персонал, но и изменение общественных установок. Это не просто вопрос благотворительной помощи, это вопрос защиты их прав. Для реализации данных прав необходима комплексная поддержка со стороны государства и общества, выражающаяся в принятии соответствующего законодательства, развитии социальной инфраструктуры, информатизации общества и др. Однако, несмотря на широкое освещение и интерес мирового научного сообщества к данной проблематике, существует значительная разница в уровне и качестве данных исследований в различных странах. В попытке оценить состояние инклюзивного образования в Казахстане авторы проводят всесторонний обзор и анализ современных научных исследований в выбранной области, проведенных отечественными учеными.
Ключевые слова: особые образовательные потребности, инклюзивность, ограниченные возможности здоровья, образование, обучение, независимая жизнь, философия.