Ходжа Ариф Раугари (1165-1262) пир тариката Нахишбандийа и религиозно-этические выводы в его трактате «Арифнама»
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2023.v.84.i2.1Аннотация
В статье рассказывается о жизни и деятельности и религиозных воззрениях Ходжи Арифа Раугари, II-го пира Ходжаганской общины в начальный период существования секты Нахиш- бандийа, занимающей важное место в религиозной жизни Средней Азии. Ходжа Ариф Рауга- ри – человек, живший в очень сложный период. Его юность совпала с расцветом караканской эпохи. После этого сельджукам, карахитам, хорезм-шаху суждено было закончить свою жизнь в Шагатайской империи, которая образовалась в Средней Азии после нашествия Чингисхана. Хотя политическая ситуация в эпоху, в которую он жил, была неспокойной, духовным стержнем своей жизни он сделал суфийские учения, которым научился у своего учителя Абдухалыка Гыздуани (1-й пир секты Ходжаган). На этом пути он искал и потел день и ночь. Суфизм делал психотехни- ческие упражнения и пытался проявиться в танце благочестия. Его трудолюбие было оправдано, и с разрешения своего учителя Абдухалыка Гиздуани он принял бразды правления ходжаганской общиной. Чтобы подать пример своим ученикам, он написал трактат под названием «Арифнама». В «Арифнаме» отражены предпосылки глубокого изучения суфийского учения, методики пере- сечения пластов духовности. В частности, духовные основы и этапы пути к Истине (сайру-сулук), место Шариата в суфизме, статус ученых и хранителей, нравы и т.д. Он установил новые связи со своим опытом о духовных принципах совершенства. В данном исследовании, наряду с жизнью Ходжи Арифа Раугхари, будет научно проанализирован трактат «Арифнама» и его суфийские воззрения.
Ключевые слова: шейх, халифа, шариат, тарикат, салих, сайру-сулук, ариф, авлие.