Мотив символической «смерти» и «воскрешения» невесты в казахском свадебном ритуале беташар: традиция и современность
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2023.v.86.i4.06Аннотация
Ритуал «открывания лица» невесты практикуется у многих тюркских народов в этнографической современности, который сходен даже чисто фонетическим названием: казахский «беташар», кыргызский «бет ачар», татарский «бит ачар» и многие другие. «Беташар» с казахского языка переводится как «открывание лица».
Сегодня этот ритуал практически у всех тюркских народов трактуется как публичное представление невесты, а для нее как знакомство с семьей и многочисленной родней жениха. Но, его явная видимая функция скрывает под собой гораздо более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд.
Условно ритуал беташар можно разделить на три взаимосвязанных этапа: подготовка свадебного наряда невесты, обряды, проводимые в отчем доме и непосредственно сам публичный процесс открывания лица в доме жениха. Их характеристика, анализ и классификация в исторической ретроспективе позволит выявить не только особенности казахского ритуала «беташар» и его региональных отличий, но и исторические и культурные связи между родственными народами.
Отсюда, в ходе исследования использованы ретроспективный, сравнительно-сопоставительный, структурно-функциональный и семиотические подходы. Их совокупность обеспечит фактурное проявление смыслового конструкта ритуала беташар как общетюркского наследия значимость, которого только усиливается в эпоху глобализации. В статье использованы материалы полевых исследований по современной практике ритуала «беташар», собранных в разных регионах Казахстана в 2010-2019 годах.
Статья подготовлена в рамках проекта Министерства высшего образования и науки Республики Казахстан АР09259280 «Языки казахской культуры как основа этнической идентичности: семиотика и семантика».
Ключевые слова: свадебный ритуал «беташар», традиция, современность, саукеле, мотив символической «смерти» и «воскрешения», казахи, параллели и аналогии, тюркское наследие.