«Открыть заколдованность мира»: Антропология на пути к новому анимизму

Авторы

  • N. Manichkin Центр медицинской антропологии Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук http://orcid.org/0000-0001-9308-0094

DOI:

https://doi.org/10.26577/jpcp.2021.v78.i4.04

Аннотация

Аннотация. Статья посвящена эволюции научных представлений о духах, божествах и иных сакральных существах, начиная с эпохи Просвещения до наших дней. Затрагивая некоторые влиятельные школы и яркие научные идеи в антропологии, этнологии, социологии и в интегративных научных проектах, автор намечает магистральные направления гуманитарной дискуссии об онтологии духов и связанных с ними религиозных и магических практик. Задачей статьи является историческая и эпистемологическая концептуализация поворота от позитивистской идеи “расколдовать мир” (М. Вебер) до постструктуралистско-перспективистского проекта “открыть заколдованность мира заново” (Э. Кон). Данный поворот, по мнению автора, стал возможным благодаря постколониальной рефлексии, движению за деколонизацию знания, деконструкции классических философских проблем и глубокой постмодернистской критике программы Просвещения, в значительной мере содержавшей досекулярные интенции. В XXI веке многие антропологи стали рассматривать местные онтологии как этнометафизики или инокультурные науки, а духов и божеств как самости или нечеловеческих актантов. Развитие подобных горизонтальных методологий, ставшее возможным благодаря все большему проникновению в социальные науки философии и семиотики, привело к появлению так называемого нового (или экспериментального) анимизма (Д. Харауэй). Его можно охарактеризовать как экспериментальную платформу, связанную с исследованиями в области «антропологии по ту сторону человека». Такого рода исследования, кроме своего этнографического наполнения и философского обоснования, как правило, имеют и ярко выраженный мировоззренческий заряд. Данный заряд заключается в экологическом и эвристическом значении преодоления антропоцентризма в целом либо ряда его негативных последствий. 

Ключевые слова: антропология религии, эпистемология, магия, сакральное, духи, божества, онтологический поворот, анимизм, новый анимизм, постструктурализм

Опубликован

2021-12-30