Имам Абу Ханифаның әдіснамасының ерекшеліктері
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2019.v67.i1.012Аннотация
Данная статья рассматривает богословские взгляды имама Абу Ханифы в различных областях исламского права с целью выявления основных принципов и положений, в основе которых строится основная методологическая база ханафитского мазхаба. Ханафитский мазхаб получил широкое распространение в мусульманском мире и его последователями являются большинство мусульман, проживающих в Казахстане и странах СНГ – России, Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане, Поволжье, на Урале и в Сибири, в Крыму, частично на Северном Кавказе и Азербайджане. Религиозно-правовое наследие Абу Ханифы и его учеников является актуальным и сегодня. Особенность методологии богословов ханафитского мазхаба – рациональность. В сочетании с правовыми установками и учетом местных традиций оно практически не имело разногласий и стало достоянием общемировой правовой культуры. Ханафизм смог не только объединить культурно-правовые памятники Средней Азии и Казахстана, но также универсализировать их многовековой опыт на основе трансформации классических исламских правовых признаков. Анализируя методику имама Абу Ханифы в богословских науках, можно проследить традицию передачи данных особенностей в дальнейших трудах ученых-богословов ханафитского мазхаба мавераннахрской школы фикха. Целью автора являлось изучение и выявление основных принципов и правил применения инструментов права имамом Абу Ханифой, а также его учениками в различных областях исламского права.
Ключевые слова: наследственное право, фикх, мусульманство, ханафитский мазхаб, история, исламское право.