Формы прельщения и рабства человека в философии Н.А. Бердяева
Аннотация
В статье рассматриваются две формы объективации Бердяева, два противоположных социальных по-
ложения, два типа сознания: господство и рабство. Н.А. Бердяев утверждает, что свобода никакого сопри-
косновения не имеет не только с рабством, но и с господством. В качестве первой формы рабства Бердяев
называет рабство человека у бытия. Бытие – это категория философии, стремящейся быть онтологией.
Отождествление мира с бытием порабощает человека. В действительности, реально, согласно Бердяеву,
существует лишь единичное. Бердяев выбирает ту философию, которая утверждает примат свободы над
бытием.
Бердяев различает Бога и идею Бога, которая является продуктом человеческого умозрения. Между
Богом и человеком стоит своеобразный посредник – объективированное сознание человека. Бердяев под-
вергает критике категорию Абсолюта, или Абсолютного. Абсолют – один, он не может относиться к чему-
либо другому, и с ним невозможно вступать в отношение, например, молиться. Между Абсолютом и Богом
Библии нет ничего общего.
Ключевые слова: человек, рабство, господство, бытие, Бог, Абсолют, Дух, личность, теология, пантеизм, природа, космос.