Западноказахстанские кюи-легенды (к проблеме сравнительного изучения региональных инструментальных традиций)

Авторы

  • Г. Н. Омарова Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова
        120 40

Аннотация

В статье выдвигается тезис о разных музыкальных стилях одноименных древних кюев-легенд на востоке и западе Казахстана. В западных регионах количество кюев-легенд незначительно по сравнению с основными кюями (төкпе), что свидетельствует о их привнесенности (с востока). По- пав на другую почву, эти кюи испытывают влияние местной традиции и строятся уже по канонам основной для региона формы (бас – орта – саға). Анализ кюев «Аксак кулан» и «Нар идирген» пока- зал, что западноказахстанские квинтовые кюи-легенды по сути представляют соединение различ- ных музыкальных структур, в данном случае, древних кюев и төкпе. При значительной развитости формы здесь сохраняется квинтовый строй и бурдонный склад. Но этот склад уже не имеет обер­ тоновую структуру ОБМ (обертоновое бурдонное многоголосие), как в восточных кюях-легендах. Выявленные черты музыкального стиля западноказахстанских кюев-легенд свидетельствуют о том, что в этих кюях, наряду с сохранением важнейших элементов древнего музыкального мышления, присутствуют и явные признаки синтеза двух музыкальных систем (субсистем) – восточноказахс- танской и западноказахстанской. Ключевые слова: домбровая традиция, кюи-легенды, төкпе, шертпе, обертоновая структура, ритмоформула, музыкально-интонационная формула.

Загрузки

Как цитировать

Омарова, Г. Н. (2018). Западноказахстанские кюи-легенды (к проблеме сравнительного изучения региональных инструментальных традиций). Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии, 48(3), 2–8. извлечено от https://bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/569