Контрастность между западным и исламским феминизмом
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp20259225Аннотация
Данная статья представляет собой сравнительный теоретический и методологический анализ двух основных феминистских парадигм: западного феминизма и исламского феминизма. Несмотря на общую цель достижения гендерной справедливости, эти парадигмы основываются на различных культурных, религиозных и философских предпосылках. Западный феминизм развивался в рамках секулярно-гуманистической и либерально-демократической традиции, пройдя через различные «волны» феминистских движений – от первой волны, борющейся за избирательные права женщин, до современного цифрового активизма «четвертой волны». Это направление критикует патриархальные структуры, одновременно придавая приоритет правовым реформам в области гендерного, социального и юридического равенства. В отличие от этого, исламский феминизм стремится реконструировать теологическую и правовую парадигму для женщин, пересматривая патриархальные интерпретации религии.
Статья сосредоточена на сравнении теоретических основ, концепций субъективности и методологических инструментов каждой из направленностей. Исследование, опирающееся на современные источники, предлагает теоретическую основу для диалога между двумя феминистскими парадигмами. Цель работы – провести теоретический и методологический анализ противоречий между западным и исламским феминизмом. В исследовании выявляется гетерогенность феминизма как глобального феномена, подчеркиваются различия и сходства между светскими либеральными и религиозно-теологическими парадигмами. В работе рассматриваются три основные «волны» западного феминизма, включая цифровой активизм нынешней «четвертой волны», а также реакции исламского феминизма на колониальные нарративы и классические правовые интерпретации. Исследование использует комплексный подход, объединяющий обзор литературы, теоретический синтез и сравнительный анализ. В теоретическом синтезе применяются феминистская эпистемология и анализ культурно-гуманитарного дискурса. В сравнительном анализе выделяются различные интерпретации понятий свободы и автономии, а также общие принципы критики патриархата и защиты прав женщин. Основной вывод статьи заключается в том, что западный и исламский феминизм не являются противоположными направлениями, которые исключают друг друга, а наоборот, это взаимодополняющие формы феминистского мышления, способные к диалогу и сотрудничеству в рамках глобального социального дискурса.
Ключевые слова: феминизм, исламский феминизм, западный феминизм, сравнительный анализ, интерсекциональность, женщина, агентность
