Гражданское общество и гражданское образование: концептуальные основания и анализ международных практик

Авторы

  • Т. Лифанова КазНУ имени аль-Фараби
  • А. Веревкин КазНУ имени аль-Фараби

Аннотация

Проблематика гражданского общества возникает в античности в связи с вопросами статуса человека и
гражданина, роли собственности в сохранении стабильности общественных и государственных институ-
тов, соотношения гражданских обязанностей и закона в учениях стоиков, софистов, Аристотеля, Платона.
В эпоху Ренессанса, Нового времени это понятие претерпевает серьезные изменения. Вопросы инсти-
туционализации гражданских и политических свобод рассматриваются Ш. Монтескье. Одной из целей
гражданского общества является построение правового государства, созданного по принципу разделения
властей (законодательной, исполнительной и судебной) и многопартийности со справедливыми всеобщи-
ми выборами. Именно такая политическая система обладает естественными механизмами защиты, по-
скольку одна ветвь власти контролирует другую.
В основе гражданского образования лежат ценности и принципы прозрачности, участия, активного
реагирования, подотчетности, предоставления полномочий и справедливости. Неотъемлемыми составля-
ющими гражданского образования являются средства коммуникации и доступ к информации. Эти цен-
ности и принципы определены и разработаны в Практической записке ПРООН по доступу к информации.
Развитию гражданского общества уделяется большое внимание в программных документах – «Казахстан
– 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» и в «Концепции раз-
вития гражданского общества РК». Большое внимание уделяется данному вопросу и в международном
масштабе.
Ключевые слова: государство, гражданское общество, естественное право, демократия, политическая
система, гражданские и политические свободы, личность.

Загрузки

Опубликован

2018-11-25