Язык жестов приветствия традиционной казахской культуры в фокусе современной визуальной антропологии
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp20259224Аннотация
Исследовательская гипотеза статьи строится на понимании того, что язык традиционных жестов имеет свою специфику и как атрибут ее семиосферы, и как модус тела «конституированного поведения», т.е. программы телесности данного социума. В нашем случае – традиционного казахского общества и его картины мира. Исследование следует цели рассмотреть язык казахских традиционных жестов приветствия в ключе визуальной антропологии. Жесты выступают как язык тела и рассматриваются как определенный модус тела в аспекте целостно-созерцательной картины мира кочевого общества. Обращенность к традиционным культурным практикам – описаниям традиционных жестов казахов - не исключает апеллирования к так называемому, «индигенному знанию», что в казахской эпистемологии названо «степным знанием». Традиционные жесты наделены аксиологической значимостью, связанной с природой сакрального, восходящего к ритуалу и представлениям о пространстве единого космоса и человеческого тела в том числе. Семиозис жеста приветствия покоится на сакральном (магическом) значении элементов человеческого тела как эманация кочевого космоса. Гендерно выраженный статус языка традиционных жестов приветствия казахов выступает как код, упорядочивающий систему социальной коммуникации. Результатом исследования языка традиционных казахских жестов приветствия в аспекте визуальной антропологии следует считать также вывод о необходимости рассматривать не только конфигурацию жеста как знака, но и не менее важный системообразущий элемент языка жеста – телесность как «мышление тела», мыслеобраз. Выводы и положения исследования открывает перспективу изучения языка жестов как объекта культурной антропологии, семиотики, коммуникативистики, в кросс-культурных исследованиях в аспекте теории социологии тела.
Ключевые слова: традиционные жесты приветствия, семиотика жеста, визуальная антропология, кочевое общество, телесность
