О сингулярности социального бытия
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2019.v70.i4.02Аннотация
Аннотация. В статье содержится попытка обоснования новой, постнеклассической парадигмы
социального познания, ее принципиальной необходимости в когнитивном пространстве
современных социальных процессов. Речь идет о социальной гетерологии, нивелирующей
гомогенные, метафизические, классические установки социально-философского дискурса.
Целью статьи является выявление гетерологической, фрактальной сущности бытия как
сингулярного со-бытия. Для этого был проведен критический анализ трудов европейских
и российских философов, их теоретическое обобщение, эвристический синтез, методы
социальной синергии, а также, собственно, социальной гетерологии. Выделены два подхода, две
основные исследовательские модели социального бытия: онтологический и гетерологический.
Онтологический подход связан с обязательным соотнесением социального сущего с неким
трансцендентальным основанием. Гетерологический подход связан с таким взглядом на общество,
в котором именно различия, а не тождество являются главнейшим его атрибутом. Бытие – это бытие
сингулярного существования. Бытие – это со-бытие. Необходим принципиальный переход от
онтических конструкций классической философии к непосредственно онтологическим. Новизна
исследования в том, что в социальной гетерологии легитимирует принцип неопределенности
социального познания. Авторская позиция состоит в том, что только гетерологическое измерение другой
социальности позволит приблизиться к адекватному пониманию противоречий социальной жизни
современного человека не только в когнитивном ракурсе, но, в первую очередь, в практическом,
с целью определить гуманную социальную политику.
Ключевые слова: метафизика, бытие, фрактальный, онтология, гносеология, гетерогенный,
различие, событие.