Концепция «интеллектуального озарения» Шихабуддина Ас-Сухраварди

Авторы

  • A. A. Frolov Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті
        51 113

Аннотация

Статья посвящена анализу идей знаменитого иранского философа Шихабуддина ас-Сухраварди. Показывается, что философ сумел осуществить глубокий синтез между чувственным и интеллектуальным, интуитивным и логическим. Традиционная бинарная оппозиция «разум-сердце», «наука-духовность» снимается в его трудах как недостаточно глубокое понимания реальности. Одним из первых в исламском мире он проводит критику идей перипатетизма и неоплатонизма, показывая, что эти школы философии неспособны прийти к глубинному пониманию сути вещей. Одновременно он пытался возродить философскую мудрость Древней Персии, будучи уверен, что принципы исламской культуры позволят ему понять те философские основы, на которых изначально были построены все предыдущие религии мира, но которые затем оказались искажены людьми. Именно поэтому и античная культура, и древнеперсидские верования были смело инкорпорированы ими в комплекс исламского мировоззрения, общечеловеческого – как он считал – по своей логической схеме и универсального по сути. Тем самым, он одним из первых в истории философии выдвигает тезис «philosophia perennius» – «извечная философия», закладывая основу для появления философии таких известных иранских мыслителей, как Муллы Садры. Ключевые слова: суфизм, человек, духовные ценности, культура, философия, бытие, существование, интеллект.

Загрузки

Как цитировать

Frolov, A. A. (2018). Концепция «интеллектуального озарения» Шихабуддина Ас-Сухраварди. Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии, 44(3), 31–42. извлечено от https://bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/772