Теоретические основания и методология формирования идеально-нормативной модели иерархии уровней ценностного сознания
Аннотация
Ценности возникают и функционируют как человеческие ориентации и предпочтения в опре- деленной культурной матрице. Кроме того, что ценности историчны, динамичны и плюралистичны, при исследовании требуется учитывать, что они не являются взаимоисключающими. Разработка концептуальных и методологических оснований аксиологии, социализационных норм на основе эмпирической оценки ситуации позволяет наглядно продемонстрировать важность целенап- равленного формирования ценностных ориентаций детей и юношества для сохранения казахстанской национальной идентичности, формирования и дальнейшего успешного функционирования правового государства и демократических институтов как основы развития современных государств. Относительно проблем систематизации, классификации, а также определения методологичес- кого значения ценностей в социально-гуманитарном знании разработано множество теорий, от- части противоречивых. В русле поиска новых интерпретаций вопросов ценностных ориентаций следует, в первую очередь, отметить, что новые исследовательские решения строятся путем конта- минации теоретических подходов, их развития, а не устранения концептуальных различий. Ключевые слова: личность, мировоззренческие и духовные ценности, идеалы, потребности, нормы, структура, аксиология.