Западноказахстанские кюи-легенды (к проблеме сравнительного изучения региональных инструментальных традиций)
Аннотация
В статье выдвигается тезис о разных музыкальных стилях одноименных древних кюев-легенд на востоке и западе Казахстана. В западных регионах количество кюев-легенд незначительно по сравнению с основными кюями (төкпе), что свидетельствует о их привнесенности (с востока). По- пав на другую почву, эти кюи испытывают влияние местной традиции и строятся уже по канонам основной для региона формы (бас – орта – саға). Анализ кюев «Аксак кулан» и «Нар идирген» пока- зал, что западноказахстанские квинтовые кюи-легенды по сути представляют соединение различ- ных музыкальных структур, в данном случае, древних кюев и төкпе. При значительной развитости формы здесь сохраняется квинтовый строй и бурдонный склад. Но этот склад уже не имеет обер тоновую структуру ОБМ (обертоновое бурдонное многоголосие), как в восточных кюях-легендах. Выявленные черты музыкального стиля западноказахстанских кюев-легенд свидетельствуют о том, что в этих кюях, наряду с сохранением важнейших элементов древнего музыкального мышления, присутствуют и явные признаки синтеза двух музыкальных систем (субсистем) – восточноказахс- танской и западноказахстанской. Ключевые слова: домбровая традиция, кюи-легенды, төкпе, шертпе, обертоновая структура, ритмоформула, музыкально-интонационная формула.