Феномен «культурного шока» и проблема противостояния культур

Авторы

  • А. Кадыралиева КазНУ имени аль-Фараби
  • А. Туркеева Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
  • А. Жолдубаева КазНУ имени аль-Фараби

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема культурной интеграции мигрантов. Авторы отмечают, что культурная адаптация мигрантов во многом зависит от степени сходства и различия культур. Расовая, языковая, религиозная близость способствует более быстрой адаптации и наоборот. Успешная культурная адаптация мигрантов, по мнению авторов, возможна при наличии межкультурной компетенции, способной стать прочной основой межкультурного диалога. Гетерогенность современного общества, в сочетании с глобальной взаимозависимостью требует от людей определенных знаний, умений и навыков в межкультурном общении (межкультурной компетенции). Формирование в человеке межкультурных компетенций способствует установлению диалога в мультикультурном обществе и играет важную роль в процессе обучения совместного проживания в условиях нарастающей глобализации, а также способствует снижению рисков конфликтов и культурной фрагментации общества. Последствием «культурного шока» нередко становится культурная маргинализация, которая может перерасти в непонимание людей других культур, их противостояние. Европейскими правительствами были предприняты попытки успешной интеграции мигрантов мусульман в европейскую социокультурную среду. Культурная интеграция, по мнению ряда политических лидеров Европейского Союза, позволит стать мусульманским мигрантам, если не полностью европейцами, то, по крайней мере, европейскими мусульманами, следовательно, существует достаточно сильное давление на мусульман двигаться в сторону либерализации ислама, примером которого может служить крупнейший европейский проект – Евроислам. Европейский ислам, или Евроислам, является новым направлением ислама, возникающего в Европе, в рамках либерализации мусульманского общества. Новый вид должен совмещать принципы ислама с культурными ценностями Европы, такими как демократия, верховенство закона, права человека, гендерное равенство, что позволит мусульманам считать себя полноправными гражданами Европы, с одной стороны, и снизить уровень культурных различий христиан и мусульман. Идея Евроислама подвергается жесткой критике со стороны консервативного духовенства Ирана и Саудовской Аравии, которые видят в либерализации ислама попытку растворить его в общекультурных ценностях европейского общества.
Ключевые слова: «культурный шок», межкультурные компетенции, противостояние культур.

Загрузки

Опубликован

2018-08-02