Необходимость социально-педагогического сопровождения процесса инкультурации школьников-репатриантов в свете национальной идеи «Мәнгілік ел»

Авторы

  • Г. А. Қасен КазНУ имени аль-Фараби

Аннотация

В статье рассматривается актуальная общественная проблема современного Казахстана – процесс инкультурации школьников-репатриантов. По мнению автора, процесс вхождения репатриантов в новое социально-культурное пространство, осознание личностью своей культурной идентичности требуют социально-педагогического сопровождения процесса инкультурации репатриантов. На взгляд автора, инкультурация – своего рода срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. В статье обосновывается длительность и сложность этого процесса, подразумевающего обучение человека традициям и нормам поведения в родной культуре. На основе анализа источников автор убеждает в том, что инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, в том числе общения с другими людьми, контроля собственного поведения и эмоций, удовлетворения основных потребностей, оценки различных явлений окружающего мира и т.д. По мнению исследователей, с которыми согласен автор, в результате инкультурации появляется эмоциональное, поведенческое и даже интеллектуальное сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур. Вместе с тем отмечается необходимость социально- педагогического сопровождения этого процесса в условиях школьного обучения, т.к. дети сталкиваются с проблемами: дезадаптированностью, плохим знанием языка и непониманием со стороны сверстников.

Ключевые слова: социально-культурное пространство, инкультурация, аккультурация, социализация, репатриация, репатриант, оралман, культурная идентичность, культурная трансмиссия, социально-педагогическое сопровождение.

Загрузки

Опубликован

2018-06-02