Роль духовного вождя, жырау, в гармонизации кочевого общества XV-XVIII веков

Авторы

  • A. Sh. Turgenbayeva КазНУ имени аль-Фараби
  • K. Zhanabayev КазНУ имени аль-Фараби
  • B. M. Bozhbanbayev КазНУ имени аль-Фараби

Аннотация

В XXI веке наука культурология как комплексная наука о человеке и человеческом развитии выходит на новый виток своего осмысления. Это связано с попыткой представителей различных этносов более основательно исследовать в эпоху всеобщей глобализации свои начальные культурные основания, позволяющие не утратить специфические черты национального своеобразия и своей исторической памяти. Настоящая статья посвящена теме гармонии, сущности, формам и функционировании ее в тюркской кочевнической эпической среде XV-XVIII веков. Гармония – важнейшая эстетическая категория, характеризующая значение пользы, красоты и целесообразности вещей и общественных явлений в их системной упорядоченности, пропорции и в равновесии противодействующих (бинарных). Ярким образцом носителя гармонии в казахском кочевом средневековье (XV-XVIII века) выступает эпический певец, жырау. Певец не только создавал эпические и лиро-эпические произведения, но был руководителем ханского совета, советником хана, полководцем, дипломатом, распределял кочевья между родами.
Ключевые слова: гармония, агон, специфика, структура, функции, духовный вождь, жырау, социальная гармония, принцип социальной гармонизации общества, военно-кочевая демократия, синкретическое искусство, батыры, бии, акыны.

Загрузки

Опубликован

2018-04-03