Теория познания Абу Мансура аль-Матуриди (назарият аль-ма’рифа)

  • А. Б. Акимханов

Abstract

В статье говорится о теории познании имама Абу Мансура альМатуриди. Имам Матуриди первый мусульманский теолог, обосно­ вавший своё учение на эпистемологию. Именно по этой причине у нас есть полное обоснование утверждать, что книга имама Матури­ ди «Китаб атТаухид» – древнейший теологический труд, во введении которого описывается теория познания, подробно рассматриваются субъекты и объекты познания. Матуриди уделял особое внимание «познанию», поскольку стремился создать религиозную и моральнонравственную систему на основе познания. Он считал, что настоящая религиозность – это не слепое подражание, а основанное на знаниях и доказательствах.

References

1 Ханифи Ө. Матуридиде билги проблеми. ‒ Ыстамбұл: 2012. ‒ 236 б.
2 Қазақ әдеби тілінің сөздігі. ‒ Алматы: 2010. ‒ XIII. – 750 б.
3 Әбу Мансур әл-Матуриди, Китәб әт-таухид. ‒ Анкара: 2005. ‒ 718 б.
4 Schacht J., The History of Muhammadan Theology, ‒ Studia Islamica: 1953.
5 Әбу Му῾ин ән-Нә­сә­фи, Табсират әл-әдиллә. ред. Мухаммад Ә. Х. ‒ Каир: ‒ 2011. I 655 б.
6 Нур әд-Дин әс-Сабуни, Китаб әл-Бидая. ред. Хулейф Ф. ‒ Каир: 1969. ‒ 174 б.
7 Хулейф Ф. Китәб әт-таухид кіріспесі. ‒ Ыстамбұл: 1979. ‒ 410 б.
8 Әбу Мансур әл-Матуриди, Тәуиләт әһл әс-суннә. pед. Бә­сәллум М. ‒ Бейрут: 2005. ‒ I-X.
9 Абай Қ. Абай қара сөздер. ‒ Алматы: ‒ 2007. – 166 б.
10 әл-Му῾жам әл-῾араби әл-Әсә­си, ALECSO LAROUSSE: ‒ 1989. 1347 б.
11 Әбу Мансур әл-Матуриди, Тәуиләт әһл әс-суннә. pед. Ахмет Ү. Бекир Т. ‒ Ыстамбұл: 2008. ‒ I-XVII.
12 Сөнмез К. Имам Матуриди ве матуридилик. ‒ Анкара: ‒ 2011. – 532 б.
How to Cite
АКИМХАНОВ, А. Б.. Теория познания Абу Мансура аль-Матуриди (назарият аль-ма’рифа). KAZNU BULLETIN PHILOSOPHY SERIES. CULTURAL SCIENCE SERIES. POLITICAL SCIENCE SERIES, [S.l.], v. 3, n. 52, apr. 2016. Available at: <http://bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/162>. Date accessed: 21 sep. 2017.

Keywords

теория познания/эпистемология, источники познания, органы чувств/(’иан/хауасс), разум/(назар/истидләл), «ин­ формация»/(хабар), «хабар мутауатир», «хабар ахад».