Образ коня как символ этнической идентичности (на примере казахского и тувинского театров)
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v88-i2-06Аннотация
Статья посвящена проблеме культурной и этнической идентичности в национальном театре Казахстана и Тувы. В национальном театре вопрос социокультурных связей обеспечивается в театральных постановках через проявления на сцене культурных и национальных ценностей, смыслов и значений как отражение этнической идентичности, эстетических и нравственных идеалов народа. Современный мир театр – это потенциальное место культурных форм, воспроизводимых художниками сценического искусства, предлагающих посмотреть глазами современника здесь и сейчас, какие мы сегодня, какие процессы происходят в этнокультурном обществе. Работы авторов национальных театров, как субъектов индигенной культуры, представляют собой презентацию культурных символических образов, в которых воспроизводится этническая идентичность народа. И в этой связи, ставится вопрос как в современных условиях выражаются этническое в национальных театрах Казахстана и Тувы.
Целью работы является сравнительный анализ символического образа «коня» в конструировании картины мира в национальных спектаклях театров Казахстана и Тувы.
Новизна исследования заключается в том, что рассмотрение концепта «коня» как символического образа культурной и энической идентичности в казахской и тувинской культуре в контексте театральной постановки не был предметом культурного анализа. Теоретико-методологическая основой статьи являются работы зарубежных, казахстанских (А.Ш. Мирзабекова, 2006), российских (В.Н. Бадмаев, 2005,) и тувинских учёных (Ч.К. Ламажаа, 2018), изучавших проблемы национальной идентичности, а также работы казахских и тувинских ученых-театроведов, филологов, культурологов.
Источниковой базой являются театральные постановки: казахский спектакль «Құлагер» (режиссер Фархад Молдагалиев, Казахстан) и тувинский спектакль «Эгил, эжим, эгил!» (режиссер Алексей Ооржак,Тыва).
На основе проведенного культурного анализа образа коня, авторы статьи обосновали концепт «коня» как символ свободы и независимости в театральном искусстве Казахстана и Тувы», раскрыли символический образа «коня» в казахском спектакле, отражающем этническую идентичность и традиционную культуру этого народа, провели анализ образа «конь» в национальной драматургии тувинцев как культурного элемента, обеспечивающей сохранность и трансляцию традиционных ценностей этого народа.
Ключевые слова: образ конь, традиционная культура, этническая идентичность, спектакль, Тува, Казахстан