Конфуцианство и легизм о феномене власти

Авторы

  • А. Сагикызы Институт философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-2133-374X
  • Г.А. Малик Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-5756-6270

DOI:

https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v88-i2-03
        211 92

Аннотация

В данной статье рассматриваются концептуальные различия и сходства в учениях Конфуция и Лао Цзы относительно феномена власти. Исследование основывается на анализе первоисточников: Конфуция и Лао Цзы, с целью выявления их философских взглядов на природу, функцию и принципы власти в управлении государством. Подробно анализируются ключевые тексты Конфуция и Лао Цзы, что позволяет глубже понять их видение власти и управления.

Целью статьи является сопоставительный анализ учения о власти в конфуцианстве и философского обоснования деспотической власти в древнекитайском эпико-политическом учении «фа цзя» (в западной традиции именуется легизмом).

  Исследование феномена власти в философии древнего Китая неизбежно приводит к рассмотрению двух ключевых фигур - Конфуция и Лао Цзы. Эти мыслители предложили различные, но взаимодополняющие взгляды на природу власти и управление обществом.

  Власть, по мнению Конфуция, должна основываться на моральных качествах правителя. Мудрый лидер служит примером для подданных, устанавливая стабильность и гармонию. Конфуций утверждал, что моральный самосовершенствование лидера является основой для законности его власти.

  Легисты убеждали, что оптимальное управление достигается через минимальное вмешательство. Правитель должен позволить естественным процессам происходит плавно, избегая излишнего контроля и принуждения. Мягкость и текучесть важнее силы и жесткости.

  И конфуцианцы, и легисты одинаково рассматривали соотношение человека, общества и государства. Принципом данного соотношения они считали иерархию. На ее вершине стоит государство во главе с правителем, середину занимает общество, а внизу находится человек. Человек принадлежит обществу, а оба они - государству. Государство же принадлежит правителю (монарху). Таким образом, и конфуцианцы, и легисты признавали в качестве единственных правильной формы правления признавали одну и ту же. И те и другие также видели идеал государственного устройства в образцовом порядке. Однако понимание методов, посредством которых достигается этот порядок, у конфуцианцев и легистов принципиально расходятся.

  Ключевые слова: власть, феномен власти, легизм, конфуцианство, государство, моизм, Лао Цзы, Конфуций, Хань Фэй, Шан Ян.

Биографии авторов

А. Сагикызы, Институт философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК, Казахстан, г. Алматы

Аяжан Сагикызы – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и
Религиоведение (Алматы, Казахстан, e-mail: ayazhan@list.ru)

Г.А. Малик , Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

Малик Галым (автор-корреспондент) – аспирант кафедры политологии и социально-философских дисциплин
Казахского национального педагогического университета имени Абая (Алматы, Казахстан, e-mail: galim.malik@mail.ru)

Загрузки

Как цитировать

Сагикызы, А., & Малик , Г. . (2024). Конфуцианство и легизм о феномене власти. Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии, 88(2), 20–31. https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v88-i2-03