Соответствие концепции «иснан камил» в исламе с концептом «разум» у Абая
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v89-i3-02Аннотация
Цель исследования – определение взаимосвязи между концепцией «инсан камил» и концептом «разум» в Словах назидания Абая Кунанбаева. Особое внимание уделено религиозно-философским аспектам «инсан камил» в исламе, взглядам мыслителей, анализировавших его.
Перечислены различные версии «инсан камил» и рассмотрены особенности его появления, в том числе сущность онтологических и антропологических концепций Ибн Араби, Аль-Газали, Ходжи
Ахмета Ясави, в частности, их учения о роли человека, бытия и разума.
Исследование показало совместимость основанных на символизме категорий в Словах назидания Абая, в том числе понятий «разум» и «разумный человек», с характеристиками и интерпретациями совершенного человека. В ходе данного исследования были собраны сведения, касающиеся теоретической основы этой темитики, и позволило путем сравнительно-исторического,
диахронического и синхронического анализа данных определить общие взгляды мыслителей вокруг понятия «разум».
В ходе исследования рассматриваются религиозно-антропологические представления и понятия в Словах назидания, научно-философская функция разума, различные этические вопросы, раскрывающие бытие совершенного человека, определяется проблема соотношения действия и намерения, значимость духовного бытия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в тематике выявления вопроса взаимосвязи между концепцией «инсан камил» у исламских мыслителей и концептом «разум» у Абая по предметным областям истории философии и религиоведении.
Ключевые слова: Инсан камил, ислам, онтология, Ибн Араби, ал-Газали, Ходжа Ахмед Ясави,
Абай, разум, разумный человек, Слова назидания.