РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЛАСТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА В ПЕРФОРМАТИВНОМ ТЕАТРЕ: ДИСКУРС АКТЕРА
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2022.v.82.i4.6Аннотация
Понятие перформативного театра в последнее время приобретает всевозрастающее значение в исследованиях культурологического и социального характеров. Условно, современный сценический перформанс рассматривается как репрезентация реальности, в которой одним из основополагающих способов выражения является пластический язык с живым присутствием и реальным жестом. Тело, телесность и пластический язык перформера драматического театра учавствуют в создании и репрезентации пластических художественных текстов.
Автор изучает природу и роль индивидуальной телесности актера, его влияние на художественный контекст спектакля. Актуализируется вопрос соавторства актера и режиссера в создании художественных текстов особым пластическим способом. Сквозь призму интертекстуальности спектакля анализируются техники репрезентации пластического языка актера, где его личное и художественное переплетаются воедино.
Вопросы репрезентации пластического языка драматического представления в дискурсе актерского существования представляют собой большое значение не только для культурологических исследований, но и для практических опытов в перформативном театре. Сравнительный анализ применения пластического языка в спектаклях режиссеров драматического театра XX-XXI века помогает отследить процесс смещения фокуса с режиссера на актера как мыслителя иносказаний. Метод анализа спектакля дает возможность рассмотреть наиболее эффективные способы репрезентации пластического языка, используемые режиссерами современного перформативного театра.
В контексте перформативного театра метод репрезентации пластического языка играет важную роль, так как актуализирует вопрос личностного поиска актера в создании специфичных способов проявления тела, как процесса организации особого художественного текста. Кроме того, наблюдение за пластическими репрезентациями подводят зрителя нового времени к позиции творца, когда у него появляется возможность влиять на ход событий в перформансе.