Религиозные мотивы и реминисценции в поэзии казахских акынов-жырау
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2022.v81.i3.06Аннотация
Поэзия акынов-жырау – важнейший этап формирования эстетических принципов, канонов, традиционного формального языка всей казахской поэзии. Авторитет поэзии пяти веков (ХIV- ХIХ вв.) был незыблем до ХХ века и создал основу как эпической, так и лирической казахской поэзии, трансформация которой началась лишь в ХХ веке. Одним из важнейших принципов поэзии жырау была духовность, глубокая связь с религиозно-мифологическим началом, уходящим корнями в древние верования, архаические мировоззренческие системы. Как показывает анализ, для жырау ХIV–ХVI вв. был свойственен духовный синкретизм, когда в мировоззрении непротиворечиво объединялись тенгрианские, анимистические реликты и исламские мотивы и понятия.
Особенно ярко этот синкретизм проявляется в поэзии Асана-кайгы, Доспамбета и Шалкииза жырау. В эпоху казахо-джунгарских воин, в ХVI – ХVIII вв., которые способствовали духовной консолидации казахского народа, в поэзии жырау усиливаются исламские мотивы, что проявилось в активном проникновении в поэзию жырау мусульманской лексики, в функциональности реминисценций, цитат, апелляций к именам бога. Наиболее характерна эта тенденция для поэзии Бухара жырау, который не только занимал позицию поэта-проповедника, но и в какой-то степени был духовным вождем народа.
Статья начинается с ознакомления с концепциями поэзии акын-жырау, которые недостаточно изучены в казахстанском контексте. Авторы переходят к разделу методологии, основанной на принципах сравнительного, систематического и историко-литературного методов. Затем продолжают обсуждение результатов, заключением в разделе с выводами.
Ключевые слова: Казахстан, акын-жырау, сравнительное, мотивы, миф-поэтика.