Дискуссия домбры в современной казахской аудитории
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2022.v80.i2.010Аннотация
Домбра-самый распространенный музыкальный инструмент казахского народа и сегодня является основным культурным наследием нации. Однако, в последнее время все чаще меняется облик инструмента. Это можно проследить по растущему количеству противоречивых мнений по поводу современной домбры. Однако актуальным становится вопрос о том, каков поток этих мнений и на каком уровне современные казахи воспринимают домбру. В этой связи исследование ставит своей целью проведение исследования о восприятии и противоречиях домбры в Казахстане. Для достижения поставленной цели был проведен качественный и количественный анализ контента нескольких порталов и социальных сетей в интернет-пространстве.
В результате исследования были сгруппированы мнения о домбре по четырем наиболее распространенным в обществе направлениям: мнения, связывающие место домбры с казахским старообрядчеством; представления домбры только как музыкального инструмента и как культурного наследия казахов; позиции, отрицающие, что домбра противоречит исламской религии и ее современному использованию; сведения, свидетельствующие о том, что домбра, признавая ее национальным инструментом, не противоречит исламской традиции. Выявлен и индивидуально проанализирован уровень и причины противоречий групповых мнений.
Исследовательская работа вносит свой вклад в формирование гипотезной базы домбрового дискурса казахской аудитории в Казахстане.
Ключевые слова: домбра, Казах, харам, шаман, идентификация