Либерализм и либеральное мусульманство
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2021.v75.i1.05Аннотация
Три центральные идеи современной либеральной политической философии заключаются в следующем: 1) свобода и равенство представляют собой самые основные политические ценности; 2) законная политическая власть должна осуществляться на основе моральных оснований, совместимых со свободой и равенством; и 3) бремя оправдания политической власти лежит на государстве, а не на отдельных лицах, подчиненных принудительной власти государства. Несмотря на множество различных интерпретаций либерализма, которые варьируются от либертарианских, эгалитарных и социал-демократических формулировок, либеральные политические философы основывают свои различные позиции на этих фундаментальных идеях. Свобода вероисповедания, веротерпимость и гарантия равного обращения по закону являются одними из широко распространенных убеждений, одобренных либеральными политическими философами.
В этой статье я предлагаю подход к размышлениям о религии и политике, который должен дать представление о том, как мы думаем о либерализме и религии. Я также рассматриваю, как концепция политической власти, защищаемая видным мусульманским общественным интеллектуалом Абдуллахи Ахмедом Ан-Наимом, является парадигмальным примером либерализма. В части I автор рассматривает два подхода к религии и политике. Согласно редукционистской точке зрения, вопрос о том, могут ли ценности, которые являются центральными для религиозной традиции, быть примирены с либерализмом, является скорее вопросом доктрины, чем практики. В отличие от этого, нередукционистский подход подчеркивает, что на отношения между политическими и религиозными ценностями влияет ряд переменных, помимо религиозной доктрины, включая этническую принадлежность, историческую память, политическую экономию и местную политику. С этой точки зрения путь между религиозными и политическими убеждениями – это, что угодно, только не прямая линия. В части II автор рассматривает основные аргументы в работе Ан-Наима, которые являются центральными для его версии либерализма, с акцентом на свободу совести и свободу вероисповедания. Чтобы проиллюстрировать либерализм Ан-Наима, я сосредоточусь на примерах утверждений о морали и теологии, политике и истории. В заключительной части III автор рассматривает позицию АнНаима как один из примеров того, что мы могли бы ожидать от нередукционистского понимания религии и политики.
Ключевые слова: либерализм, религия, политика, секуляризм, мусульмане.