Традиционные казахские ковры и ковровые изделия: виды, композиция, семантика (на материалах Центрального Государственного музея Республики Казахстан)

Аннотация

В статье исследуются, главном образом, два ключевых аспекта традиций ковроделия у казахов:а) типологизация отдельных видов ковров и ковровых изделий; б) семантика орнаментальнойкомпозиции, понимаемой как своего рода художественно организованный текст прочтения«смыслового поля» коврового изделия.Источниковой базой изучения вопроса выступает коллекция ковров и ковровых изделийЦентрального Государственного музея Республики Казахстан, собранная практически из всехрегионов республики. Сделан вывод, что по использованным материалам, технике изготовления,а также практическому назначению эти изделия типологически подразделяются на следующиепять групп: 1) ворсовые ковры («қалы кілем»); 2) безворсовые ковры («тақыр кілем», «тықыр кілем»,изредка, «таз кілем»); 3) алаша (постилочный палас); 4) настенные ковры («тұскілем»); 5) ковровыеизделия малых форм – переметная сума «қоржын»; «боғжама» или «тең» (сума для перевозкии хранения небольших бытовых предметов, преимущественно мягких изделий); «дорба» (сумаразличной величины для хранения и перевозки одежды и постельных принадлежностей, а такжедругих хозяйственных и бытовых предметов небольших размеров; «қаршын», «керме», «шабадан»(мягкие емкости различной величины); «қап» (мешки различной величины, использовавшиесяпреимущественно в хозяйственных целях); «жержастық» – наволочки и т.д.Особое внимание автор уделяет изучению структурной организации орнаментальногопространства традиционного ковра. Исследователь полагает, что в данном эстетическиорганизованном пространстве реализовано традиционное представление казахов о кочевомобразе жизни как идеальной модели организации социума.Ключевые слова: ковер, ворсовый ковер, безворсовый ковер, ковровые изделия малых форм,орнамент, иконография, композиция, семантика.