Традиционные казахские ковры и ковровые изделия: виды, композиция, семантика (на материалах Центрального Государственного музея Республики Казахстан)
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2020.v74.i4.06Аннотация
В статье исследуются, главном образом, два ключевых аспекта традиций ковроделия у казахов:
а) типологизация отдельных видов ковров и ковровых изделий; б) семантика орнаментальной
композиции, понимаемой как своего рода художественно организованный текст прочтения
«смыслового поля» коврового изделия.
Источниковой базой изучения вопроса выступает коллекция ковров и ковровых изделий
Центрального Государственного музея Республики Казахстан, собранная практически из всех
регионов республики. Сделан вывод, что по использованным материалам, технике изготовления,
а также практическому назначению эти изделия типологически подразделяются на следующие
пять групп: 1) ворсовые ковры («қалы кілем»); 2) безворсовые ковры («тақыр кілем», «тықыр кілем»,
изредка, «таз кілем»); 3) алаша (постилочный палас); 4) настенные ковры («тұскілем»); 5) ковровые
изделия малых форм – переметная сума «қоржын»; «боғжама» или «тең» (сума для перевозки
и хранения небольших бытовых предметов, преимущественно мягких изделий); «дорба» (сума
различной величины для хранения и перевозки одежды и постельных принадлежностей, а также
других хозяйственных и бытовых предметов небольших размеров; «қаршын», «керме», «шабадан»
(мягкие емкости различной величины); «қап» (мешки различной величины, использовавшиеся
преимущественно в хозяйственных целях); «жержастық» – наволочки и т.д.
Особое внимание автор уделяет изучению структурной организации орнаментального
пространства традиционного ковра. Исследователь полагает, что в данном эстетически
организованном пространстве реализовано традиционное представление казахов о кочевом
образе жизни как идеальной модели организации социума.
Ключевые слова: ковер, ворсовый ковер, безворсовый ковер, ковровые изделия малых форм,
орнамент, иконография, композиция, семантика.